"МЫ ШЛИ К ЦЕЛИ И ДОБИЛИСЬ ЕЕ"
В чемпионском составе минского "Динамо" действия 25-летнего крайнего полузащитника Павла СЕДЬКО отличаются особым шармом. Богато технически оснащенный футболист на поле может многое: красиво обыграть опекуна, выдать партнеру удобный пас "на тарелочке с голубой каемочкой", классно исполнить "стандарт". Особое восхищение зрителей вызывают его передачи "рабоной", редко исполняемые другими игроками, выстрелы в "девятку" или крученые удары впритирку со штангой, недоступные вратарям. В прошедшем национальном первенстве, принесшем "бело-синим" чемпионский титул, хавбек под семнадцатым номером стал автором пяти голов, и практически каждый из них обрел восхитительный эпитет. А один, ударом с лету в ворота солигорского "Шахтера", болельщики "Динамо" признали самым красивым голом 2023 года.
— Павел, с завоеванием золота ты стал полным кавалером отечественных футбольных наград: чемпион страны, обладатель Кубка и Суперкубка. Чемпионский титул по значимости перевесил кубковые завоевания?
— Конечно, перевесил. Награды чемпионата самые ценные. Хотя по эмоциям, наверное, все победы сопоставимы. Единственное, идти к триумфу в первенстве приходится долго — весь сезон, дорога же к Кубку, а особенно к Суперкубку, намного короче. Поэтому чемпионский титул завоевать сложнее, нужно провести много матчей. А весь сезон пройти ровно невозможно.
— Тем не менее "Динамо" это удалось, серьезных спадов по ходу сезона у вас не наблюдалось.
— Все равно случались локальные неудачи. Да и вообще после первого круга мы занимали второе место, хотя по очкам "Неману" не уступали. Было тяжело по ходу сезона, однако справились.
— Многие считали, что с таким мощным составом "бело-синие" обязаны были стать победителями первенства.
— "Динамо" всегда располагало сильным составом, и команду постоянно рассматривали в качестве потенциального чемпиона. Но она почему-то вершин не достигала. В 2023 году у нас действительно был хороший состав, но я бы не сказал, что наши основные конкуренты в этом плане уступали.
— Наличие многих сильных игроков облегчает задачу тренера, но не футболистов — любая недоработка на тренировке может повлечь вывод из стартовой обоймы.
— Верно. Играть ведь хотели все ребята, но на поле тренер мог выпустить только одиннадцать человек. Понятно, кто-то внутренне был недоволен ролью запасного. Но мы шли к цели и добились ее. Все вместе, и не важно, кто сколько матчей провел. Победила команда.
— Для тебя важно включаться в игру с первых минут, а не с замены?
— Естественно.
— Но ведь получалось не всегда. Обижался?
— Смотрел на ситуацию философски: просто в какой-то момент не выдержал конкуренцию. Такой период у меня случился в начале второго круга. Пришлось усерднее работать на тренировках, и мне воздалось — на осенней части чемпионата играл постоянно и, надеюсь, принес немалую пользу.
— Обычно за "стандарты" в команде отвечает конкретный футболист. Как расставлялись приоритеты в "Динамо"?
— Как и у всех: на установке тренер оговаривал, кто подающий, пробивающий, а на поле уже смотрели по обстоятельствам — кто лучше готов, более уверен в себе. В конце сезона за "стандарты" отвечал я. И, по-моему, получалось вполне убедительно.
— Это касалось и пробития пенальти?
— Не совсем. Я был одним из тех, кто мог бы исполнить одиннадцатиметровый. Штатным пенальтистом был Артем Быков. В последней встрече отдали это право Морозову: Владик боролся за звание лучшего бомбардира чемпионата, и все отнеслись к этому с пониманием. В принципе Вадим Викторович Скрипченко перед игрой порой назначал не одного, а двух-трех человек, которые могут пробить с "точки", и кто был более уверен в себе, тот и исполнял.
— Однако в еврокубковом матче с "Железничаром" заработал пенальти Быков, но пробивал не он, а ты.
— Тогда против Артема сыграли грубо, он получил удар по голове и был не в кондициях, ему оказывали медицинскую помощь.
— Существует мнение, что не стоит исполнять пенальти тому, кто его заработал.
— Мне кажется, это предрассудки. Если уверен в себе, то вышел и пробил. Скажем, в матчах на высшем уровне все пенальти, которые я зарабатывал, исполнял сам. И ничего — все реализовал.
— Буквально до предпоследнего тура на золото реально претендовал и "Неман". Ожидал от гродненцев подобного взлета?
— Я знал, что есть сильные команды — жодинское "Торпедо", "Неман", БАТЭ, — и с ними предстоит плотная борьба. Лучше других в ней показали себя гродненцы. Они молодцы! Уже после половины чемпионата стало ясно, что "Неман" — один из главных наших конкурентов. Поэтому старались набирать максимум очков в каждом матче, чтобы быть впереди. Ведь догонять всегда сложнее.
— Ты умеешь удивлять болельщиков великолепными техническими приемами: пас "рабоной", крученый удар впритирку с дальней штангой. Это игра на публику или подспудное стремление продемонстрировать красоту футбола?
— Об игре на публику даже не задумываюсь. Подобные решения приходят в голову мгновенно, и делаешь какой-то технический элемент не для того, чтобы покрасоваться, а просто понимаешь, что именно с его помощью в этом моменте можно сыграть наиболее эффективно. А то, что таким образом удается подчеркивать красоту футбола, можно засчитывать мне как дополнительный бонус. Я не против.
— Болельщики "Динамо" лучшим голом сезона признали твой удар с лету в "девятку" в выездном матче с "Шахтером". Как думаешь, велик ли процент везения в том голе?
— Он близок к нулю.
— Почему?
— Просто на тренировках мы отрабатываем подобные ситуации, и я забиваю довольно часто.
— Не раз приходится видеть, что футболисты в игре не бьют в касание, а пытаются обработать мяч, теряя драгоценные секунды. Боятся ошибиться, или им не хватает техники?
— Не знаю... Возможно, кому-то привычнее подработать мяч, а затем ударить. Мне удобнее бить с лету. Ха-ха! Как говорят, с перепугу. У каждого своя манера.
— Ты воспитанник брестского ЦОРа — серьезную ли техническую базу заложили там в тебя тренеры?
— Да, серьезную. Я с шести лет занимался с ребятами 1995 года рождения — они были на три года старше. И только когда мне исполнилось четырнадцать, сказали, что все должны тренироваться с одногодками. Тогда мы на "лицензировании" начали выступать. То, что был рядом со старшими пацанами, сыграло огромную роль, закалило характер. В юношеском возрасте даже год разницы сказывается, а что уж говорить о трех. Считаю, мне это только в плюс.
— Тяжело было?
— Первое время — да, нелегко. А потом привык и ни в чем не отставал от ребят.
— Ты с детства был технарем?
— Не сказал бы. Это пришло со временем. Вероятно, сказалось, что с приятелями активно гонял мяч во дворе, бил по воротам, "обматывал". Дворовой футбол многому научил. К сожалению, нынешняя детвора почти не знает, что это такое.
— Кого считаешь своим своеобразным проводником в большой футбол?
— В первую очередь родителей и бабушку. Они меня водили на тренировки. Иногда не хотелось идти, даже плакал, но они настаивали. Кстати, я ведь занимался не только футболом, но и другими видами спорта.
— Какими?
— Немного волейболом, настольным теннисом. Потом увлекся большим теннисом. Года четыре занимался гандболом. Сначала был полевым игроком, затем вратарем, а какое-то время и тем и другим. Даже участвовал в городских соревнованиях, где наша команда заняла третье место. Но параллельно всегда играл в футбол, никогда ему не изменял. Да, в детстве мечтал стать известным теннисистом, но судьба сложилась так, что предпочтение отдал футболу.
— Не жалеешь?
— Ни в коем случае. Игровая карьера складывается довольно успешно, было бы глупо жалеть.
— В брестском "Динамо" ты дебютировал в семнадцать лет. Как себя ощущал тогда на поле?
— Хорошо запомнил свой дебютный матч. Играли с "Белшиной". Молодой пацан с пулей в голове, тактически почти ничему не обучен, вышел на "поляну" и уже спустя тридцать секунд жестко подкатился под соперника и получил желтую карточку.
— Лихо...
— В 17-18 лет эмоции часто берут верх над рассудком, поэтому совершал в игре глупые, неоправданные поступки. Но все равно это было классное время!
— Теперь чаще от жестких подкатов страдаешь ты — техничных соперников не любят. Как реагируешь на грубость?
— Неприятно, конечно. Но ничего не поделаешь: футбол — контактная игра. Не думаешь плохо о нарушителе, а встаешь и дальше делаешь свою работу.
— Не случалось таких эпизодов, как с Дмитрием Антилевским, который боднул срубившего его обидчика, и команды едва не сошлись стенка на стенку?
— Был один случай, когда еще играл в брестском "Динамо". C Сергеем Усеней у нас произошел конфликт. Схлестнулись. У обоих уже было по "горчичнику", но мне повезло: судья показал желтую карточку только Усене, и ему пришлось покинуть поле.
— А помнишь, в чьи ворота забил первый гол в высшей лиге?
— Еще бы! Минскому "Динамо". Причем нерабочей правой ногой. Тогда и представить себе не мог, что через восемь лет окажусь в этом топ-клубе.
— Обратил внимание, что ты забивал хотя бы по голу за сезон во всех командах, где играл, кроме московского "Торпедо". Судя по тому, что провел в стане автозаводцев меньше года, обстоятельства сложились не так, как рассчитывал?
— Впечатления остались двоякие. Положительное то, что стали чемпионами ФНЛ. Провел за "Торпедо" девять игр, толком проявить себя не удалось, поэтому быть довольным причин нет. К тому же с тренером общего языка не нашли. В общем, не сложилось.
— Неудачный легионерский опыт не отбил желания поиграть за границей?
— Нет. Думаю, у меня все еще впереди.
— Любопытно, каково человеку, родившемуся в деревне, жилось в многомиллионной Москве?
— Первое время было очень непривычно: огромные расстояния, пробки, тяжело куда-то добраться. Но постепенно привыкаешь и уже не обращаешь особого внимания на неудобства. Мне на тренировки недалеко было ездить — двадцать минут на метро. Кстати, в Москве это самый быстрый вид транспорта.
— То есть в мегаполисе себя чувствуешь комфортно?
— Мне все-таки по душе тихий небольшой город. Идеальный вариант — Брест. Минск хотя и столица, но довольно компактный город. Мне он тоже нравится.
— Ты играешь с приспущенными гетрами. Уж не подражание ли это Александру Глебу?
— Ни на кого не хочу быть похожим. Просто мне так комфортнее. Стал играть так пару лет назад. А раньше, наоборот, натягивал гетры выше колена.
— Был ли у тебя кумир в белорусском футболе?
— Нет. В мировом — был. И не один. Раньше болел за "Ливерпуль" и, естественно, обожал Стивена Джеррарда. Я ведь, когда начинал взрослую карьеру, как и он, играл на позиции опорного полузащитника. Также очень нравился итальянец Андреа Пирло. Внимательно наблюдал за этими звездными футболистами, чему-то учился у них.
— И кто тебя сместил с центра поля на край?
— Переучил Владимир Иванович Журавель, светлая ему память. Первое время совершенно не был с ним согласен. Постоянно тянуло в центр, ведь до этого я играл под нападающими на позиции "десятки". Думал, зачем тренер ставит меня на край, ведь я там ничего не умею делать, не могу себя проявить. И только со временем понял: это моя позиция, мне там больше всего нравится играть.
— Смещение от правой бровки в центр и крученый удар в дальний угол стали твоим фирменным оружием.
— Я левша, мне так удобно. Когда же играю на левом краю, то чаще делаю навесы или прострелы к воротам.
— Хотел бы, чтобы фраза "Легенда номер 17" относилась и к динамовцу, играющему под этим номером?
— Намек на меня? Нет, пока это не актуально. Может, со временем. Кто знает...
— Сильно огорчило то, как скоропалительно "Динамо" выбыло из Лиги конференций. Появись возможность вернуться в те события, сыграли бы с "Железничаром" по-другому?
— После драки кулаками не машут. Считаю, сами виноваты: отдали первую игру, да и вторую тоже. Обязаны были проходить дальше. Но это футбол. Ясно, что все были морально подавлены. На следующий день у нас намечалось занятие по теории. Все думали, что будет кислая атмосфера, неизбежен разнос. А Вадим Викторович, наоборот, успокоил нас, сказал, чтобы сильно не расстраивались. По-моему, достойно выкарабкались из той непростой ситуации. Сделали выводы и постарались скорее забыть неудачу. Зато отыгрались во внутреннем чемпионате.
— Участие в еврокубках — особые эмоции?
— Безусловно. Не забуду, как в 2021 году с брестским "Динамо" мы оказались в шаге от группового раунда Лиги Европы. Тогда все матчи я проводил в стартовом составе. Это был ковидный год, поэтому в Лиге чемпионов в каждом раунде квалификации был предусмотрен только один поединок. Обыграли в Бресте "Астану" с теннисным счетом 6:3, затем "Сараево". Полетели в Тель-Авив — там уступили израильскому "Маккаби". Перешли в Лигу Европы, в Минске на стадионе "Динамо" встречались с болгарским "Лудогорцем", но, увы, проиграли и выбыли. Классные эмоции переживали!
Они были бы еще острее, если бы на стадионах тогда разрешали присутствовать зрителям. Как в предыдущие годы, когда в 2018-м и 2019-м мы привезли в Брест Лигу Европы. Да, выступили не очень удачно, уступили дорогу австрийскому "Альтаху", а через год кипрскому "Аполлону". Но все равно очень интересно, в городе был сумасшедший ажиотаж. Дай бог, чтобы еврокубки скорее вернулись в нашу страну.
— В одном из интервью ты сказал: "Приоритетной задачей для меня будет возвращение в сборную — пусть Карлос Алос обратит на меня внимание". Смелое высказывание...
— А почему нет? Я уверен в собственных силах. Думаю, что достоин вызова в сборную.
— Я тоже так считаю. Полагаю, тренер сборной оценит и твое высказывание.
— Вряд ли он читает такие интервью.
— А помощники Алосу на что? Обязательно подскажут. Своеобразным шагом навстречу можно расценить приглашение тебя в сборную клубов, которая сыграла в Борисове с "Уралом".
— Нет, это совсем не то. Хотя и сыграл удачно, получил приз лучшему игроку сборной клубов, эмоции не те. Обычный выставочный матч, не более того.
— Удивило твое признание, что больше любишь не тренироваться, а играть. В команде Вадима Скрипченко в приоритете как раз обратное...
— Согласен. Поэтому и тренировался в 2023 году хорошо. В предыдущих клубах играть у меня получалось лучше, чем тренироваться. В минском "Динамо" подобное просто не проходит. Нужно на каждом занятии доказывать свою состоятельность. Конкуренция очень жесткая. Поэтому к тренировкам теперь отношусь с профессионализмом.
— Опять же из интервью узнал, как ты поддерживаешь форму в отпускную пору. Бег, большой теннис, тренажерный зал — понятно. И вдруг — бокс. Почему?
— Да, ходил на круговые занятия со своим другом — тренером по боксу. Занимался, участвовал в смешанных боях. Кое-чему научился. Но это дела минувших дней. Несколько лет на ринг не выходил.
— После победного сезона у футболистов появляется соблазн выгоднее себя продать на трансферном рынке. Были мысли в этом направлении, или твердо решил остаться в "Динамо"?
— Кое-какие варианты наклевывались. Но посовещался со своей девушкой и решил остаться в команде, подписал новый контракт. Все-таки предстоит сыграть в Лиге чемпионов, а это дорогого стоит. Тренерский штаб остался неизменным, меня хорошо знает — это тоже большой плюс.
— Первые ласточки — Иван Бахар и Алексей Вакулич, подписавшие контракты с тульским "Арсеналом". Поиграв в российской Д2, считаешь подобный шаг парней правильным?
— Я не вправе оценивать их решение. Может, ребята хотели сменить обстановку, пережить что-то новое. Им показалось, что это лучше и выгоднее для их семей.
— Помимо них, с "Динамо" расстались Душан Бакич и Ориньо. Чемпионский состав редеет...
— Ничего страшного. На смену им придут другие ребята, которые также будут стремиться выиграть чемпионство. Незаменимых нет.
— Любой трофей, который "Динамо" постарается добыть в сезоне-2024, для тебя станет повторением пройденного. Чего нового хотелось бы достичь?
— Моя мечта — вместе с командой выйти в групповой этап одного из еврокубков. А повторение — тоже хороший вариант. Почему бы не выиграть еще одну золотую медаль?
Александр ДОБРИЯН, "Прессбол"