"КРУТО, ЕСЛИ СМОГУ БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ КЛУБУ"
Сразу два центральных защитника из стана чемпиона Беларуси в нынешнее межсезонье оказались в минском "Динамо". И если Сергей Политевич вернулся в статусе уже почти легенды, то о Руслане ХАДАРКЕВИЧЕ так не скажешь. В то же время трижды примеривший с горняками золотые медали 29-летний футболист настроен по отношению к грядущему сезону решительно. Горит желанием привести "бело-синих" к первому с 2004 года чемпионскому титулу. Но беседу с игроком импозантной внешности корреспондент "ПБ" начал не с этого.
— За время выступления в "Шахтере" вам удалось выиграть три чемпионских титула. Говорят, от добра добра не ищут, но при этом оказались в "Динамо"...
— Три с половиной года в Солигорске — прекрасное плодотворное время в карьере. О новом трудовом соглашении, которое устроило бы и меня, и клуб, договориться не получилось, хотя "Шахтер" выказывал заинтересованность в дальнейшем сотрудничестве. Так что все банально. "Динамо" же обозначило интерес предметно, посему все формальности по поводу контракта получилось уладить быстро и безболезненно. Рад, потому что, во-первых, я родом из Минска, во-вторых, "бело-синие" имеют богатую историю. К тому же они, как и горняки до 2020-го, давно не становились лучшими в Беларуси.
— Вернемся чуть назад. С какими трудностями пришлось столкнуться в первые полгода пребывания в Солигорске — в середине сезона-2019?
— Особых проблем не припомню. Адаптация прошла легко, одноклубники приняли хорошо. Единственное, как только я покинул "Славию" и оказался в "Шахтере", из состава выпало несколько ребят, и мне сразу же пришлось выходить в основе в матче Лиги Европы с "Торино". Мало того что из-за смены клубной прописки испытываешь сумасшедший эмоциональный всплеск, так еще и сразу нужно было не ударить в грязь лицом в еврокубковом противостоянии с таким соперником. Вообще же понимал, что команда располагает сильными защитниками, поэтому место в составе нужно было добывать в конкуренции.
А это по определению означает развитие и индивидуальный прогресс. Нужно было время, чтобы понять требования тренера и прочие нюансы. Я все-таки не Криштиану Роналду. (Смеется.) Прекрасно понимал, что когда рядом Саша Сачивко и Паша Рыбак, то с ходу навязать им борьбу за место в "старте" сложно. Они уже как минимум полгода играли в связке. Ну а я первое время, грубо говоря, латал дыры.
— Но в следующем сезоне ситуация стала складываться уже в вашу пользу...
— Тогда ведь так вышло, что серьезное повреждение получил Серега Политевич, поэтому то, что я стал основным защитником команды, оказалось возможным из-за такого вот неприятного обстоятельства. Понимал, что на меня будут рассчитывать больше. Так и вышло. Важно, когда тебе предоставляется шанс, постараться его использовать. Хотелось и себя проявить, и отработать за травмированного партнера. Возможно, будь Сергей в строю, пришлось бы довольствоваться ролью игрока ротации. Скорее всего, им был бы я. Но даже если тебе дают две-три минуты игрового времени, нужно распорядиться ими сполна. Не хочу брюзжать, но часто молодые парни обижаются, что ими пренебрегают, выпуская на короткое время. Считают себя уже большими мастерами. Так выйди и за семь минут сделай разницу! Тогда тренер будет на тебя смотреть по-другому — это объективно. Так и завоевывается доверие. У меня получилось. И слава богу, что тогда у Сереги все обошлось — лечился долго, но оправился. Мы с ним хорошо общаемся.
— Ну и далее продолжит быть вашим партнером, но уже в новой команде.
— И очень этому рад.
— Сезоны-2021 и -22 получились для "Шахтера" на внутренней арене успешными, но вот вы играли уже не столь часто...
— Всему виной злополучные травмы. Ну и, возможно, где-то не смог выдержать конкуренцию. Еще в 2019-м у меня были проблемы с паховыми кольцами. Но возможности устранить их без хирургического вмешательства тогда не имелось. Приходилось терпеть боль, играть на уколах. В следующем году, 2020-м, вроде бы все прошло, но чувствовал — все равно тяжело. Не справлялся так, как того хотелось, с объемом нагрузок на тренировках. Нужно было — терпел. Не мог подойти и сказать: мол, не могу. Такой уж я человек. Хотелось играть, но из-за этой проблемы не мог быть сильнейшей версией себя. Перед межсезоньем-2022 все уладил и набирал кондиции. Однако в середине года дало о себе знать застарелое повреждение мениска. А еще в кубковой встрече с "Островцом" получил удар уже по другому колену. Сначала было решено попробовать лечить консервативно. Восстанавливался под чутким руководством реабилитолога. Вроде все хорошо, но гарантировать, что можно обойтись без операции, врачи не могли. Пятьдесят на пятьдесят. В матче с минским "Динамо" снова не обошлось без попадания в уязвимое место — и тогда понял, что скальпеля точно не избежать. В ноябре так и сделал, и сейчас все хорошо.
— За годы вашего выступления в Солигорске сменилось немало тренеров. Кто произвел сильное впечатление?
— Да, Алексей Анатольевич уже зашел на второй круг. (Смеется.) Честно, не хочется кого-то выделять — каждый по-своему крут. Роман Григорчук с Юрием Вернидубом — очень мощные тактики. Абуезидович (Сергей Ташуев. — "ПБ".) тоже хороший специалист. Как и Бага с Биончиком. Короче говоря, у любого тренера есть плюсы и минусы. Но об этих вещах, разумеется, рассуждать не стану. Все, с кем довелось работать в "Шахтере", востребованы и имеют за плечами позитивный бэкграунд — начиная с Ташуева и заканчивая Чурчичем.
— Хорошо. Отразился ли на коллективе отъезд посреди сезона Ташуева, оставившего команду, идущую к третьему кряду чемпионству?
— У нас было все хорошо. Честно, никаких проблем не возникло. То, что имелось столько опытных ребят, нас особо уязвить не могло. Стояла конкретная цель — снова стать чемпионами. Понимали, что крайне неудачно выступили в еврокубковой кампании, поэтому кровь из носу нужно было реабилитироваться на внутренней арене. В Солигорске все хотят успеха в Лиге чемпионов или других международных турнирах — футболисты, болельщики, руководство. Но не получается. Почему — не знаю. Никто "караул" не кричал. Сдаваться никто не думал. Скорее все еще больше сплотились и стали сильнее. Милич Чурчич работал с нами целый год, поэтому наладить подход к каждому игроку ему не составило труда. Может, такая вот перемена нам в каком-то смысле была на руку.
— Как относитесь к отдельным публикациям, мнениям по поводу того, что Руслан Хадаркевич регулярно последние полтора-два года вызывается в сборную, не имея постоянной игровой практики в клубе?
— Ха! Да меня все это только веселит. Серьезно: негатива такие мнения не вызывают. Если обо мне говорят — как минимум это уже что-то да значит. Почему-то никто не приходит и не говорит об этом мне лично. Все только где-то что-то пишут. Кому-то не нравится, что вызывают в национальную сборную. Но я ж не сам принимаю эти решения. И не звоню Петровичу (Георгию Кондратьеву. — “ПБ”.) с просьбами звать меня в команду. Думаю, если бы ко мне были претензии в игровом смысле, то вряд ли я в ней появлялся бы. Тем более окончательный вердикт по вызываемым футболистам делается с учетом мнений других тренеров в штабе. Если зовут — готов приезжать и отдаваться игре до конца. Ну а если кто-то хочет обсуждать — пожалуйста, это его дело.
— Как бы вы оценили выступление нашей команды на завершившейся групповой стадии Лиги наций сезона-2022/23?
— Есть осадок. Сейчас вот скажу — и снова спекуляции начнутся, вырвут фразу из контекста... В общем, считаю, первая игра со словаками (0:1) была как минимум ничейной. Условно домашний матч против азербайджанцев (0:0) нужно было выигрывать. Во встрече с казахстанцами (1:1) мы были гораздо сильнее. В Баку уступили 0:2, но там нужно было брать очко. Махир Эмрели, забивший первый мяч, хорошо попал в дальний угол, потом мы снова ошиблись и пропустили второй. Понятно, футбол и состоит из оплошностей, но та игра в целом была равной. Соперники, как сейчас модно говорить, в моменте оказались все же несколько лучше, за что им честь и хвала. В сентябре в Астане (2:1) противник действовал мощнее — болельщики гнали любимцев вперед. Да и искусственный газон не играл в нашу пользу. А самое главное — мотивация казахстанцев. В случае победы — выход из группы и борьба за путевку на EURO’2024. А вот в последнем матче турнира, когда нам противостояли словаки (1:1), слишком много им позволили. Отошли глубоко к своим воротам и отдали мяч. Но ведь надо помнить, что при этом позволили создать оппоненту всего два голевых эпизода. Короче, думаю, мы могли бы занимать первое-второе место в этом квартете. Все для этого делалось — как тренерами, так и футболистами. Но в нужный момент не можем сделать последний шаг к достижению результата. Кондратьева много критикуют, но он ведь как никто другой заинтересован в успехе сборной. А никого из футболистов уж точно не упрекнешь в равнодушии, безразличии. Все отдаются игре — бьются, не убирают в борьбе ноги. Никто не выходит на поле в форме национальной команды тупо попинать мяч.
— Когда и как минское "Динамо" заявило об интересе к вам?
— Как только не договорился с "Шахтером" по условиям, поступило предложение от столичного клуба. Через некоторое время, уже зимой, встретился с его руководителями. Пообщались, меня все устроило — и оформили соглашение.
— От столичного "Динамо" всегда ждут самых высоких результатов. Готовы работать под постоянным давлением со всех мыслимых сторон?
— Само собой. Ведь это даже интереснее, чем когда от тебя никто ничего не ждет. Задачи и цели, амбиции спортсмена должны не пугать — подстегивать. Хочешь доказать себе, что должен и можешь помочь команде. Будет круто, если смогу быть полезным новому клубу. Давайте не забывать, что "бело-синие" последний раз становились чемпионами в далеком уже 2004-м.
— До вашего прибытия в Солигорск "Шахтер" также не праздновал победу давненько — в 2005-м.
— Вот-вот. Такие вещи очень мотивируют. Пусть и в "Динамо" получится выиграть титул лучшей белорусской команды. Войти в историю этого клуба — действительно здорово.
— Известно, что можете сыграть как в опорной зоне, так и на позиции центрального защитника, которая уже ближе и роднее. Где вас видит Вадим Скрипченко?
— Дело в том, что в начале января я немного приболел, поэтому пришлось пропустить зачин тренировочной работы — неделю. По сути, тренируюсь всего четыре дня. Пока что по поводу амплуа говорить о чем-то сложно. Лучше поинтересоваться у Вадима Викторовича. Вообще, я от нашего главного тренера в восторге. Взять, к примеру, последнее теоретическое занятие — это просто вау! Подача, экспрессия — очень круто. Сидишь и с открытым ртом слушаешь, что он говорит.
— Расскажите напоследок, кто ваши главные болельщики?
— Все как у людей — мама, жена, теща и тесть.
Андрей ИЛЬЕНЯ, "Прессбол"