"НРАВИТСЯ ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ"
Знакомимся с защитником резервистов минского "Динамо" и юношеской сборной Беларуси Матвеем ДУБАТОВКОЙ. В интервью сайту "Белорусский футбол" 18-летний уроженец Гродно рассказал о том, как оказался в столице, методах Дмитрия Ленцевича, феноменальном выступлении в чемпионате и драматическом невыходе в элитный раунд отбора чемпионата Европы.
— Расскажи, как ты попал в футбол?
— Увлекся им еще с малого возраста. С отцом всегда смотрели игры по телевизору, гоняли вместе мяч во дворе. Сколько помню, очень просил родителей отдать меня в футбольную школу, и, как только в "Немане" открылся набор моего 2005 года рождения, пошел. Тренировался у Руслана Викторовича Сакуты.
— Помимо футбола, еще чем-то занимался?
— Еще до того, как пойти в футбол, занимался плаванием и кикбоксингом. Но это было больше для общего развития.
— Помнишь еще какие-то приемы из кикбоксинга?
— Это было в пять лет :)! Кикбоксинг был полезен в плане гибкости, пластичности и координации.
— Почему стал играть в защите?
— Перепробовал практически все позиции: вратарь, центральный полузащитник, крайний нападающий. Однако меня всегда тянуло в защиту. Но тогда в обороне в команде играли парни, которые были сильнее, — тренер не хотел что-либо менять. Но в одном из товарищеских матчей нашего центрального защитника пришлось заменить в перерыве, и весь второй тайм вместо него играл я. Тренер подметил, что я действовал хорошо — и с тех пор выхожу лишь на этой позиции. Мне всегда нравилось выручать команду, прерывать атаки соперника и начинать свои. Нравится чувство ответственности. Эта позиция хорошо подходит.
— У тебя есть кумир?
— Раньше я восхищался игрой Вирджила Ван Дейка. Мне хотелось играть, как он. Я вообще повторял за ним практически все: движения, жесты руками, стиль бега, передачи и так далее. Сейчас не стараюсь равняться на кого-либо. Возможно, повзрослел. А может, просто нет такого защитника, игрой которого я бы восхищался.
— Твой топ-5 лучших защитников мира.
— Серхио Рамос, Тьяго Силва, Ван Дейк, Рубен Диаш и Антонио Рюдигер.
* * *
— В 13 лет ты из "Немана" перешел в Академию АБФФ. Как это случилось?
— Тренеры Академии периодически устраивают по всем областным центрам просмотры ребят. На один из таких меня и пригласили. Сперва дело было в Гродно, а окончательный отбор проходил в Минске и длился два дня. Через неделю после него моим родителям позвонили и пригласили меня пройти обучение в Академию.
— Как проходил этот просмотр?
— В Гродно мы поделились на команды и играли матчи между собой. Больше ничего. А в Минске были тестирование, бег и технические упражнения. В каждом мы получали баллы, которые суммировались. Во второй день нас поделили на три команды, и мы играли в футбол.
— Волновался?
— Если честно, то да! Однако после второго дня почему-то возникло чувство, что все прошло хорошо и я буду в Академии.
— С тобой из Гродно в Минск уехал еще кто-то?
— Отобрали троих, но Академию окончил только я.
— Как родители отнеслись к тому, что тебе надо переезжать в столицу?
— Переживали, конечно, но видели, что я был готов к этому. Мне очень хотелось окунуться в процесс обучения, познакомиться с ребятами, тренером, начать трудиться. Понимал, что буду скучать по дому, но также понимал, что эту тоску нужно в себе перебороть.
— Какие первые впечатления от Академии?
— На контрасте почувствовал уровень. Не скажу, что в "Немане" были плохие условия, но в АБФФ все на высоте: тренировочный процесс, питание, комнаты для проживания, баня, бассейн, тренажерный зал. Хотелось работать.
* * *
— Далее у тебя был путь в минское "Динамо". Почему именно "бело-синие"?
— Предложение делал "Шахтер", а "Неман" предлагал продлить контракт, но… Еще в Академии я познакомился с Дмитрием Вальдомаровичем Ленцевичем. Он меня и пригласил в "Динамо". Я видел его заинтересованность во мне и понимал, что это шаг вперед. Да, знал, что столкнусь с серьезной конкуренцией, но это был вызов для меня. Поэтому и принял приглашение.
— Расскажи, какой тренер Ленцевич.
— Мне нравится, как он умеет переключаться с футбола на быт. В раздевалке он для нас друг, а на поле — жесткий и требовательный руководитель.
Дмитрий Вальдомарович хочет, чтобы все было практически идеально, чтобы мы прикладывали максимум усилий даже на тренировках. Требует качества передач, завершения каждого момента.
— Кто у вас в дубле главный балагур?
— Наверное, я с Трофимом Мельниченко. После того как мы вернулись из сборной, очень приятно было слышать, как парни говорили, что и в раздевалке, и на поле теперь совсем другая атмосфера.
— В этом сезоне резерв "Динамо" просто не заметил соперников в чемпионате — 27 побед и одна ничья в 28 поединках. Расскажи, как Ленцевичу удавалось так вас настраивать?
— На самом деле нас не нужно было сильно настраивать на каждый матч, ведь все парни хотели закончить внутренний сезон без поражений. Мы играли в свой футбол и сохраняли стопроцентную мотивацию.
— Помимо чемпионата дублеров, в этом году ты с командой участвовал в Юношеской лиге УЕФА. Развязка решающего матча с "Майнцем" U19 вышла драматическая — пропустили мяч в концовке и вылетели. Что произошло?
— Все началось еще за минуту до того. Нам нужно было сыграть хитрее, не потерять мяч в нашей атаке, а мы... Так вышло, что нападающий "Майнца" оказался один на один со мной, убрал мяч под левую ногу, я бросился под него, но он несильным ударом поразил дальний угол. Признаюсь, это поражение — самое обидное в моей карьере на данный момент.
— Путь из Германии был длинным. Как коротали время?
— Много общались, смотрели фильмы, играли в игры... Дорога домой всегда быстрее, поэтому не показалась тяжелой.
— Несколько раз тебя приглашали потренироваться с основой "Динамо". С кем-то удалось более тесно пообщаться?
— Больше всего разговариваем с Сергеем Политевичем. Часто обращаюсь к нему за советами.
* * *
— Помимо поездки с "Динамо", у тебя также был вояж в Турцию в составе юношеской сборной. Как тебе подобный график?
— Думаю, так хотелось бы большинству футболистов нашего возраста :). Очень доволен, что был такой период. Международный опыт с хорошими командами на качественных полях. Конечно, нелегко переносить долгую дорогу, но я рад, что выпала такая возможность.
— В Турции на солнышке удалось погреться?
— Погода не каждый день была курортной. Были дождливые дни, были и ветреные. Да и ехали мы туда с другой целью, но денек уделили морю!
— На старте квалификационного турнира случилась победа над Грецией, после которой было видео из раздевалки.
— Считаю это ошибкой… Так разбрасываться эмоциями нельзя. Это был лишь первый шаг на пути к выходу в элитный раунд отбора, а мы повели себя так, как будто уже вышли.
— Что не получилось в решающем матче против сверстников из Литвы?
— Если честно, мне сложно отвечать на этот вопрос. Сколько мне его раз задавали, не мог объяснить. Тем более я на поле не выходил. Думаю, ребята, которые играли, лучше расскажут, что помешало победить.
— Чем тебе вообще запомнился тот отбор?
— Единственные приятные эмоции — победа над греками. Я ведь не сыграл ни минуты. Это по-спортивному обидно. Матчи на скамейке запасных давались тяжело. Но ребят я старался поддерживать.
— Как проводишь свободное от тренировок время?
— Люблю встречаться с друзьями. Обычно играем в бильярд. А с семьей можем сходить в боулинг.
— О чем мечтаешь и какие цели перед собой ставишь?
— Цель — играть в Англии. Вот и двигаюсь к ней.